Город

Сказка – сказывается, дело – делается

Печать

9 февраля 2021 года

 

Однажды костромскому художнику и коллекционеру Николаю Кузнецову в руки попала необычная старая тетрадь. В ней от руки были записаны сказки. А сказкам этим более ста лет! «В 1913 году их записала учительница из деревни Сомиха Варнавинского уезда», - заверил секретарь костромского научного общества Василий Смирнов. Без малого век рукопись путешествовала по архивам и частным коллекциям. А оказавшись у Николая Михайловича, обрела вторую жизнь. Народные сказания стали основой сборника «Сказки Костромской губернии».

 

«Кто во што горазд»

 - Николай Михайлович, как тетрадь со сказками попала к вам в руки?

 - История давняя.В свое время я увлекался коллекционированием фотографий и открыток с видами Костромы. Смотрел коллекции местных собирателей. И однажды в придачу к одному из приобретений получил ветхую тетрадь с печатью костромского научного общества. Поначалу я ей даже значения не придал, лежала в шкафу. Потом с супругой решили изучить ее. А в ней оказался настоящий кладезь!

 - Как возникла идея издать сказки? Дело-то хлопотное, затратное…

 - Для начала было необходимо расшифровать их. Они хоть и написаны каллиграфическим почерком, но читать их трудно. Изучив, пришли к выводу, что такое сокровище прятать от земляков нельзя, сказки должны быть изданы. Нас поддержали единомышленники. Тираж пилотного издания в количестве трехсот экземпляров оплатил предприниматель из Ярославля. Проиллюстрировать книгу не составило труда – у нас с женой художественное образование. В сборник вошли две сказки. На презентацию собрались люди, интересующиеся фольклором. Не обошлось, конечно, без критики, но мы ее восприняли с благодарностью. И учли все нюансы при издании второго сборника.

 - Какие, например?

 - Критиковали иллюстрации. Нам предложили сделать персонажей «нашими» - костромскими, какими они описаны в трудах научного общества. Второе издание было проиллюстрировано уже в соответствии с рекомендациями специалистов.

 - На какую аудиторию рассчитаны сказки?

 - Сказки в большей степени предназначены для этнографов и всех неравнодушных к русскому фольклору людей. Сразу скажу: сюжеты в сказках специфические, с ругательствами, жестокими сценами. Однажды сочинения даже назвали скандальными. Мы долго думали: редактировать сказки, или публиковать их в неизменном виде. Посоветовавшись с членами научного общества, решили, что они должны выйти в свет аутентичными. Знаю, что детей старшего школьного возраста с нашими сказками знакомят. Часть тиража была выкуплена частной костромской гимназией.

 -  У каждой сказки наверняка своя удивительная история. У вас есть информация, как они собирались?

 - Поиском костромских народных сказок в свое время занимался научный сотрудникМихаил Зимин. Публикация его материала, посвященного Ковернинскому краю, хранится в Костромском архиве. Краевед весьма занятно описывает трудности, с которыми ему пришлось столкнуться в этом процессе. Вот, к примеру, выдержка из его воспоминаний: «Хотя я и старался записывать все особенности местного говора, но Ковернинский край настолько разнообразен по своему наречию, что и опытному собирателю нелегко записывать крестьянскую речь безошибочно. Особенно это трудно, когда рассказывают сбивчиво и очень скоро. Повторяются, плюются, сердятся и досадуют на тебя и свою забывчивость. А тут еще и посторонние мешают своими замечаниями: «Полно-ко, полно молоть-то не дело», и тем окончательно сбивают и рассказчика и записывающего. Иной раз где-нибудь в крестьянском доме ляжешь спать на полу или на полатях, и, как только погасят огонь, начнутся разные рассказы: «кто во што горазд», и так досадно делается в это время на то, что не представляется возможным записать услышанное».

Сказки, изданные во втором выпуске, записаны учительницей Еленой Калистратовой со слов жителей деревень Сомиха и Сучкино Варнавинского уезда Костромской губернии.

 - Чем лично вас сказки удивили при первом прочтении?

 - Нас с супругой они поразили своей самобытностью. Эти сочинения не похожи на другие популярные русские народные сказки. Они наши, костромские. Там и «дедушко», и «соседушко», это наш исконный костромской говор. Позже порадовало то, что достаточно много людей интересуется костромским краем, традициями, фольклором. Изданные нами сказки вызвали у читателей большой интерес. Оказалось, что до наших дней их дошло не столь много. Даже в музейных фондах не насчитается и десятка.

 

Мудрые глупости

- Как изменилась ваша жизнь с появлением в ней костромских сказок?

- Издание вдохновило нас на другие творческие проекты, связанные с исследованиями костромского научного общества и костромской этнографией. Полтора года назад презентовали в Костроме и Ярославле необычную выставку художественных работ «Крестьянские суеверия, или Костромские глупости». В экспозицию вошли пятьдесят работ. Они выполнены на дереве по меловому грунту темперными красками в стиле, напоминающем русский лубок, но с применением иконописных приемов и техник. Работы создавались более года. В сюжетах картин – старинные легенды и суеверия, которые собирали участники Костромского научного общества в наших деревнях и селах.

 - Почему вы решили рассказать о них современникам?

 - Суеверия, предания и поверья были способом восприятия мира крестьянами. Ими они пытались объяснить его сложное устройство, сам процесс мироздания, успех или неудачу в чем-либо. Мы проиллюстрировали ответы лишь на некоторые вопросы. К примеру: почему на земле есть горы, почему лошадь работает на человека, почему у пчелы всегда есть мед, почему разные растения имеют характерный им вид, почему вымерли мамонты, почему медведи стали боятся людей, откуда взялись лягушки... Мы захотели поведать землякам о том, каким представляли мир их предки.

 - С мистикой не сталкивались во время работы над сказками и преданиями?

 - С мистикой у нас связан отдельный проект. После «Костромских глупостей» мы углубились в тему костромской нечистой силы, и она оказалась очень занимательной. Открытием для нас стало, что местная нечистая сила отличается от общепринятых образов. Взять даже всем известную Бабу-Ягу, к примеру. Где она живет?

 - В избушке на куриных ножках, конечно!

 - Верно.Но в Костроме есть свой герой – Мужичок с локоток! И живет он в избушке на куриной ляжке. Но бояться его не нужно. Отличие костромской нечисти в том, что она не уродлива. И чаще всего «является» в человеческих образах, без всяких там рожек и хвостиков.

 - Тем самым, должно быть, она еще опаснее!

 - В этом еще один смысл легенд и преданий. Передавая их друг другу, люди предостерегали своих родных и близких от возможных опасностей, которые может принести нечистая сила. Историю о непокровенных сосудах знаете?

 - Не доводилось слышать.

 - Так вот, уже очень давно существует поверье, что ни в коем случае нельзя на ночь оставлять воду в незакрытой посуде. Легенда гласит, что однажды христианский святой Макарий Великий встретил беса, который был весь покрыт язвами. И говорит ему: «Чего ты, бес, в язвах-то весь. Иди, умойся!». А тот отвечает: «Да меня Господь не пускает к реке! Я дождусь, когда в христианских домах сосуды будут непокровенными, в них и омоюсь». Считалось, что в неприкрытую посуду с водой бесы (на костромской земле именуемые воздушными чертями) гадят. И если люди выпивают наутро оттуда воду, их непременно ждет беда или болезнь. Подробнее об этом мы рассказали на авторском YouTube-канале.

 - У вас и канал свой есть!

 - Без этого универсального средства передачи информации сейчас никак. А поделиться нам есть чем! Снимаем небольшие репортажи про легендарные костромские места, где и сила нечистая обитает, и вообще происходят разные чудеса. Снимали, к примеру, видео в Красносельском районе, где есть довольно популярные у туристов бочаги с живой и мертвой водой.

Однажды узнали, что близ деревни Становщиково растет удивительная сосна, которой более трехсот лет. Вооружились камерой и поехали искать, чтобы поделиться информацией с подписчиками. Приехали, а местные и говорят: «Нет у нас такого дерева». Оказалось, что у нас две деревни с таким названием – по разные стороны Волги. Сосну в итоге все-таки отыскали, а вдобавок еще узнали, что давным-давно Сенька Разин, уплывая от царского флота, под этой сосной свои сокровища закопал. Там сейчас все ископано вдоль и  поперек! Даже при нас искатели приезжали богатства искать…

 - Николай Михайлович, исследования, действительно, интересные! А где можно найти, почитать и посмотреть другие ваши материалы?

  - Сборники сказок есть в костромских библиотеках.А видеоматериалы, иллюстрации и статьи можно найти в Интернете, если обозначить в поиске «костромские глупости». Планируем воплощать в жизнь и другие интересные проекты. И всегда рады делиться своим творчеством с костромичами!

 

Ольга ТАТАРИНОВА

Фото из архива семьи Кузнецовых