Город

Научить детей… общаться!

Печать

3 ноября 2020 года

 

«Лошадь узнают в езде, человека - в общении» - гласит японская мудрость. И с ней не поспоришь. Именно общение, умение выстраивать межличностные отношения, позволяет людям комфортно существовать в социуме. Но овладеть такими умениями зачастую непросто, особенно в наш век информационных технологий и дистанционных связей. И если для людей старшего поколения живое общение является неотъемлемой частью повседневной жизни, то детям этот процесс уже не близок: на первый план выходят гаджеты. Проблема? Еще какая!

 

Все начинается с языка

«Отсутствие коммуникативных способностей приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции. Но найти решение можно, если за дело берутся профессионалы», - утверждают специалисты консультационного центра для родителей детей от 0 до 18 лет, который уже не первый год успешно работает на базе Центра развития ребенка – детского сада № 38.

В помощь костромским родителям педагоги подготовили ряд рекомендаций для развития навыков общения детей младшего, среднего и подросткового возраста.

Основа живого общения – понимание и правильное использование языка.

 - Важно, чтобы с раннего детства вокруг ребенка был насыщенный речевой фон, чтобы окружающие много говорили с ним. Малыш подражает звукам, которые обращены именно к нему. Телевизор, электронные игрушки и гаджеты не способствуют развитию речи, даже если создают звуковой фон. Повседневные разговоры о том, что происходит в вашей совместной жизни, отличный способ увеличить словарный запас ребенка и развивать навыки общения. Поддерживайте беседу, даже если малыш пока знает всего несколько слов. Это серьезный вклад не только в развитие речи, но и в ваши с ним отношения. Читайте вместе книги и делитесь мыслями о прочитанном. Это позволит ребенку лучше понимать связи между словами, слышать их в разных контекстах, увеличит словарный запас, – советует родителям малышей до 3х лет специалист консультационного центра воспитатель Татьяна Петрова.

 

Общение через игру

Следующим важным моментом является создание комфортных условий для общения. Если говорить о детях дошкольного возраста, то здесь ведущая роль отведена игровой деятельности.

- Погремушки, пальчиковая гимнастика, мягкие игрушки, пальчиковые краски, лепка из пластилина, конструкторы — все это стимулирует развитие точных движений и усиливает мозговую активность, необходимую для речи. Не менее важны игры — это самый быстрый способ осваивать знания и активно задействовать речь. Играйте во все известные вам игры и придумывайте новые, изучайте игры разных народов. В процессе игры малыш будет незаметно для себя учиться формулировать свои мысли, - говорит Татьяна Евгеньевна.

С ней согласна и инструктор по физической культуре, специалист консультационного центра Наталья Имамова.

 - Подвижные игры помогают детям развиваться не только физически, в них создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, мышления, умения сопереживать, согласовывать действия. При этом правила, заложенные в подвижных играх, закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни. Дети учатся преодолевать неудачи, оценивать себя, возможности своего взаимодействия с другими детьми и ведущим. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание, становится основой позитивного образа себя. Дети приобретают опыт общения, организации взаимодействия в команде, учатся распределять роли, договариваться друг с другом. Все дети любят играть в подвижные игры. Так что играйте с детьми, ведь игры объединяют взрослых и детей общей радостью, неповторимым эмоциональным настроением, - рекомендует Наталья Николаевна.

Необходимым условием успеха является расширение круга общения. Здесь очень важен положительный пример поведения старших членов семьи.

 - Круг общения должен быть разновозрастным. Детям надо учиться общаться как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми. Учите детей решать спорные вопросы мирным путем. Хвалите ребенка за проявление дипломатичности, - советует специалист консультационного центра, педагог-психолог Алена Нефедова.

Безусловно, в любом возрасте важно развивать и обогащать речь – это позволяет чувствовать себя более уверенно и комфортно в общении, быть интересным собеседником и легче устанавливать контакт с окружающими. Рекомендациями по данному вопросу всегда готовы поделиться специалисты консультационного центра: логопед Светлана Томас и воспитатель Ирина Крутикова.

 - Общительность – это способность, которую нужно формировать с детства. В будущем общительные дети порадуют родителей не только своими успехами, но и умением заботиться о близких. Если есть проблема – значит, будет и решение! Наши специалисты готовы помочь, вместе сможем многое, - обращается к родителям руководитель консультационного центра Татьяна Александрова.

Обратиться за консультационной помощью по вопросам образования, развития, воспитания и здоровья детей можно по телефонам: 8 (4942) 45-20-10, 8-920-642-45-40. Также вопросы можно отправлять по электронной почте на адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Мнения

Софья Босенко, президент школьного самоуправления гимназии № 25:

 - Тема коммуникации как никогда актуальна в наши дни. Особенно об этом задумываешься, глядя на младших школьников, которые только переступили порог гимназии. У них очень важный возраст – формируется характер, привычки, предпочтения, вкусы. Живое общение играет в этом процессе большую роль. Мы, старшеклассники, на своем примере стараемся показать ребятам, что гораздо лучше общаться друг с другом не по Интернету, а лично – в школе, во дворе, на прогулках.

С 2020 года возобновили динамические переменки для учащихся начальной школы. Теперь дети не сидят в телефонах и планшетах, а танцуют под веселую музыку и играют в подвижные игры. Проводят такие переменки учащиеся старших классов. Взаимодействие поколений – это тоже очень важно.

Кроме того, стараемся как можно больше ребят вовлечь во внеурочную деятельность. В гимназии хороший выбор кружков и секций – каждый непременно найдет что-то по душе. Ни один праздник не проходит без участия школьников из разных классов. Это тоже объединяет – при подготовке времени на гаджеты не остается. Проводим для учеников начальной школы различные спортивные эстафеты и мероприятия – пусть перенимают опыт, а потом, когда подрастут, делятся им с другими учениками.

На мой взгляд, каждому ребенку важно расти всесторонне развитой личностью, интересоваться литературой, искусством, историей своей страны, активно участвовать в школьных мероприятиях. Тогда времени на пустое общение в социальных сетях и компьютерные игры просто не останется.

 

Евгения Грибкова, многодетная мама:

 - С детьми надо обязательно разговаривать. И про дела в школе, и про взаимоотношения с одноклассниками, и про сложности, с которыми они сталкиваются.

В нашей семье есть принятые совместно с детьми правила коммуникации, которых мы стараемся придерживаться. Во-первых, это взаимное уважение в любой ситуации. Во-вторых, мы фокусируемся на «зеленом маркере». Это когда в первую очередь обращаешь внимание на что-то позитивное, а уже потом - на сложности и проблемы. Мы часто задаем нашим детям разные вопросы, побуждая их к размышлению и самостоятельным поискам ответов на вопросы. В то же время, мы, родители, всегда готовы выслушать их и прийти на помощь. В нашем общении мы используем разные формы: серьезные и шуточные, коллективные и индивидуальные. У нас, например, есть «мальчиковые» дни, когда папа с сыном уходят по своим делам и общаются по-мужски. Есть и «девочкины» дни.

Соцсети и месенджеры - это важная и неотъемлемая часть общения в современном мире. Это пока еще новый и, с точки зрения использования его детьми, не до конца изучений инструмент их взаимодействия с внешним миром. В то же время с их помощью ребенок может находить нужную информацию, общаться со сверстниками и взрослыми. Но здесь, на мой взгляд, важно, сколько времени ребенок проводит в социальных сетях в течение дня. Это не должно быть в ущерб живому общению и другим важным и полезным делам. Иначе появятся проблемы в вопросе социализации ребенка. Мессенджерами и социальными сетями в нашей семье из детей пользуется пока только десятилетняя дочка. Мы, в свою очередь, помогаем ей учиться регулировать время нахождения там. В том числе, предлагаем какие-то альтернативные занятия. Считаем, что одними запретами этот вопрос регулировать нельзя, чтобы не потерять связь с ребенком. Важно научить детей правильно пользоваться современными технологиями.

 

Ольга ТАТАРИНОВА