Город

Берег левый, берег правый

Печать

30 июня 2020 года

 

Начинает приобретать очертания самый масштабный проект последнего десятилетия – второй мост через Волгу с дорогой в обход города Костромы.

 

Нужен, как воздух

В один из июньских дней на месте будущей магистрали побывали представители СМИ, в том числе и корреспондент «КВ». Проектировщики и дорожники рассказали журналистам о том, как продвигается проект. Но зачем он вообще понадобился? В Костроме есть мост, неужели его недостаточно?

Так оно и есть: мост уже не справляется с большим потоком грузового и пассажирского транспорта. В день по переправе проезжает около 40 тысяч автомобилей, регулярно возникают пробки. Тяжелые фуры следуют по городским улицам, разбивая их, и едут дальше - на федеральную трассу Кострома-Шарья-Киров-Пермь. Да и не вечен он, единственный мост, конструкции его стареют. Недавний капремонт показал, как усложняется жизнь города, когда движение по мосту полностью или частично перекрывается.

Вопрос с объездом и строительством моста-дублера давно назрел. Он нужен областному центру, как воздух.

 

 И более десяти лет назад возник проект, по которому планировалось строить мост в районе деревни Середняя. Там даже установили и освятили закладной камень. Объездная дорога планировалась двухполосной. При этом пришлось бы снести десять жилых домов в Поддубном, шесть - в Турабьеве, восемь - в Середней, три - в Семенкове, а также больше десятка садовых участков в СНТ «Молодежный».

Тот проект по различным причинам не был претворен в жизнь. С тех пор изменения претерпела нормативная база, ужесточились экологические нормы. Все это было учтено на новом этапе. И вот губернатору области Сергею Ситникову удалось обосновать на федеральном уровне необходимость строительства транспортного коридора в обход Костромы и второго моста через Волгу. Проект получил поддержку в правительстве и Совете Федерации РФ, был включен в план инфраструктурного развития Российской Федерации.

В конце мая 2020 года губернатор на встрече с президентом обратился с просьбой ускорить решения по строительству второго моста в Костроме. Президент поручил правительству проработать этот вопрос как можно быстрее.

Импульс для развития

Строительство второго моста через Волгу с обходом Костромы позволит вывести большегрузный транспорт из центра города и решить экологические проблемы. Кроме того, развитие пригородной инфраструктуры даст импульс экономике, жилищному строительству, создаст новые рабочие места. Так ставит вопрос глава региона. Сергей Ситников считает выполнение проекта стратегической задачей для области.

В конце 2019 года начали проявляться контуры будущей стройки. Именно тогда находящийся в Вологде институт «Севзапдорпроект» приступил к работе по обоснованию инвестиций. Это необходимо, чтобы определить стоимость всего объекта. Предстояло выполнить ряд работ по изысканиям, планировке территории и учесть множество факторов.

Заместитель главного инженера  вологодского института Василий Лазарь рассказал костромским журналистам, что это будет скоростная магистраль с четырьмя полосами для движения и шестью транспортными развязками. Все они будут двухуровневыми. Кроме того, проект предполагает прокладку 32 километров дороги. Будет построено около 30 искусственных сооружений - мостов, путепроводов, подземных и надземных пешеходных переходов.

При составлении планов и схем специалисты максимально учли пожелания жителей сельских поселений, через которые пройдет магистраль. Замечания были озвучены на предварительных публичных слушаниях.

Итак, где будет проходить новая трасса? Вместе со специалистом мы рассматриваем карту. Свое начало обходная дорога возьмет у поселка Зарубино, затем выйдет на пересечение трассы Кострома-Нерехта в районе деревни Полевая и садового кооператива «Брусничка». Далее она пересечет федеральную трассу Кострома-Иваново и с севера обойдет населенный пункт Горки, минуя деревни Середняя и Коркино. На левом берегу трасса продолжит свой путь по южной стороне поселка Минское, дорогу Кострома-Красное путепровод пересечет недалеко от деревни Руболдино. Выход на магистраль Кострома-Шарья предполагается возле деревни Пустошки Костромского района.

Саму же переправу (она будет из металла, с 11 пролетами) планируют возвести недалеко от впадения реки Кубань в Волгу на правом берегу и садовым товариществом «Опытник» на левом берегу. Таким образом, это будет объездная дорога, которая совсем не затронет областной центр.

 

Оптимальный вариант

Такая схема позволяет избежать ликвидации жилых строений. В новом проекте предусмотрен снос только одного дома. Его стоимость будет полностью компенсирована владельцам. Вологодские специалисты, за плечами которых десятки крупных мостовых проектов, подчеркнули, что такая трассировка близка к идеальной. Как правило, приходится предлагать под снос целые населенные пункты, переносить инженерные коммуникации, социальные объекты.

Эта участь, если бы оставили первоначальный проект, могла постичь деревню Поддубное Костромского района. Храм святителя Николая Чудотворца, который сейчас пребывает в тишине и уединении, рисковал оказаться на шумном перекрестке.

- Конечно, сначала местные жители были в тревоге. Что будет взамен их домов, как они  бросят место, где жили столько лет? Тем более двухуровневая развязка именно в этом месте была бы крайне неудобна – дорогу не перейти, до остановки тоже дойти удалось бы с трудом. Поэтому новый вариант трассы обрадовал жителей близлежащих деревень. Они будут жить в том же ритме, что и жили, - рассказала глава Караваевского сельского поселения Елена Шилова.

Обходная дорога позволит глобально не вмешиваться в устройство коммуникаций. Уже проведены инженерные замеры. Завершен сбор данных о статусе земель. Документы, предоставленные министерствами, районной и областной администрациями показали: никаких заповедных и охранных зон будущая трасса не нарушает. Это к тому, что некоторое время назад ходили слухи: якобы, объезд пройдет по Сумароковской лосеферме. Это не соответствует действительности.

- Для лосефермы строительство новой дороги – благо, - объяснил директор государственного природного заказника «Сумароковский» Николай Грачев. -

Во-первых, у нас появится реальная граница. Во-вторых, животные благодаря специальным заграждениям, которые будут созданы около трассы, на нее попадать не будут. Площадь заказника – 36 тысяч гектаров – не должна измениться. Мы со своей стороны точно ничего не потеряем, скорее приобретем.

 

Поспешать медленно

С этим согласен директор областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Евгений Кананин. Он считает, что на сегодняшний день то место, которое выбрано для моста и трассы, это единственно возможный вариант, чтобы минимизировать все риски. Безусловно, проект пройдет государственную экспертизу. Все мероприятия по защите данной территории, по исполнению экологических требований в нем обязательно будут прописаны.

 

А вот мнение еще одного эксперта. С ним мы связались по телефону. Это начальник управления автомобильной дороги Москва-Архангельск (или, по-старому, Упрдор «Холмогоры»)  Константин Чупров. Именно его организация выступает заказчиком проекта. Он пояснил, в какой последовательности ведутся работы:

- Вся подготовленная документация пройдет многоэтапную проверку на федеральном уровне. После согласования стартуют инженерные исследования. Будут проведены геологические и топографические съемки, экологические и гидрометеорологические изыскания. Общая стоимость проектных работ – 150 миллионов рублей. Объездная дорога свяжет две федеральные трассы: М-8 и Р-243 и освободит Кострому от транзитного транспорта. Это, безусловно, будет огромным плюсом для всех костромичей. Сейчас проектировщики работают с опережением графика.

В конце нынешнего июля проект будет вынесен на публичные слушания. Жители региона смогут внести свои дополнения и правки в масштабное строительство транспортного обхода Костромы и второго моста через Волгу. 

А пока готовится обоснование инвестиций будущего проекта. Процесс этот небыстрый. Речь идет где-то о 30 миллиардах рублей. Необходимо оценить влияние новой дороги и второго моста на инфраструктуру города и региона в целом. Подобрать правильные технические решения. Рассчитать предельную стоимость. Это займет около года. Еще столько же (или чуть больше) уйдет на создание самого проекта. Строительные работы начнутся предположительно в 2022 году и продлятся, предположительно, четыре года.

Олег САМОЙЛОВ