Город

По святым местам

Печать

21 апреля 2020 года

 

Чего нельзя, того и хочется. Полюбовался бы сейчас на достопримечательности Костромы, да  зловредный вирус не пускает. Но он не помешает предпринять нам воображаемое (сейчас говорят – виртуальное) путешествие во времени и пространстве.

 

Щеголеватая игрушка

Можно долго жить в Костроме, но так и не стать костромичом. Подобное случилось со мною: почти тридцать лет я здесь, а чего-то не хватает, какого-то впечатления или переживания, чтобы сродниться с городом окончательно. Все костромские красоты и достопримечательности я обошел, потрогал руками и взглядом: Торговые ряды и Романовский музей, Ипатий и «Берендеевку», Большую Костромскую льняную мануфактуру и пожарную каланчу. Есть книги, брошюры и путеводители по историческим местам – я их прочитал.

Так делает и добросовестный турист, а потом перемещается в Ярославль или Тверь, где ему тоже все нравится. В XIX веке был такой путешественник Павел Сумароков. Он объездил двенадцать губерний, включая Костромскую и в 1838 году написал что-то вроде путевых заметок. Костромой он очень восхищался и сравнивал ее с щеголевато отделанной игрушкой.

И позже мне попадались восторженные строки о городе. Леонид Колгушкин, автор интересных воспоминаний, пишет: «Кострома в начале ХХ века была очень красивым зеленым городом. Особенно привлекателен был вид Костромы с Волги, а более всего с противоположного берега, от села Городища. Если бы мы в те годы жарким летом взошли на высокий городищенский холм, то перед нами раскрылась бы вся величественная панорама города, протяженностью свыше четырех километров». Далее он описывает наиболее примечательные постройки, фабричные, торговые сооружения и завершает:

«Изобилие церквей, окрашенных в белый, розовый, голубой и желтый цвета; с золоченными, посеребренными, голубыми и зелеными главами и золотыми крестами дополняло ансамбль купеческо-мещанского города...»

И вот сегодня я смотрю из-за Волги на тот же берег: куда все делось? Кто отнял у нас ту «щеголеватую игрушку»?

 

Летописцы Костромы

Совсем недавно я начал искать ответы на эти вопросы. Открылась масса интересных вещей. Время от времени у нас устраиваются выставки дореволюционных фотографий и открыток, на которых предстает архитектура старой Костромы, быт ее обитателей. Есть люди, которые все это коллекционируют. Однажды я побывал на такой выставке в областной научной библиотеке. Она называлась «Губернский город Кострома». Одним из организаторов ее был Михаил Ворошнин, коллекционер и любитель старины. Благодаря ему я узнал, что кроме книг и брошюр сохранилось значительное количество фотоматериалов. Знакомясь с ними, переносишься на 100-150 лет назад.

Несколько сотен открыток: дома, улицы, храмы, пристань на Волге, много о посещении Костромы Николаем II в 1913 году, много видов Ипатьевского монастыря. Я все это долго рассматривал. Оказывается, в дореволюционной Костроме работали десятки фотографов, некоторые проявили себя как незаурядные мастера.

Я узнал имена Пряничникова, Кларка, Карякина, Макаревского, Риттера. Именно их снимками иллюстрировал свою замечательную книгу «Старая Кострома» краевед Виктор Бочков. А еще был знаменитый Прокудин-Горский, столичный фотомастер, пионер цветной фотографии в России. Этот человек затеял грандиозный проект: запечатлеть на фото все примечательные места империи.

Аппаратура тогда весила несколько пудов. Николай II распорядился выделить ему личный вагон, в котором он возил оборудование для съемок, и фотограф исколесил всю страну. Снимал в Туркестане, Сибири, Дагестане, Финляндии и так далее. Легче перечислить, где он не бывал. В 1910 и 1911 годах Сергей Прокудин-Горский фотографировал в Костроме. Снимки опубликованы. Их печатали в журналах, тиражировали в открытках.

После революции Прокудин-Горский эмигрировал и забрал с собой весь архив. Часть его сейчас хранится в библиотеке Конгресса США, там же находятся и оригиналы фотографий, сделанных мастером в Костромской губернии.

 

Город с забытых открыток

Его снимки Костромы с Волги я рассматривал особенно внимательно. Весь левый берег в главах и колокольнях. На первой линии можно видеть, там, где сейчас «Костромамебель», Успенскую церковь (1798), разобрана в 30-е годы. Далее видна церковь Михаила Архангела (1745) – снесена в 1930-е годы. Сейчас это улица 1-го Мая, между домами №№ 10 и 6/8. Еще дальше, в Мельничном переулке – Вознесенский храм, он сейчас восстановлен. Левый край фотографии – церкви на Нижней Дебре: Николы Мокрого (1734) – снесена в 1935 году и Стефана Сурожского (1780) – снесена в 1935 году.

На взгорье стоят шедевры Костромского кремля: Успенский (1654) и Богоявленский (великий архитектор Степан Воротилов в 1791 году) соборы, оба взорваны в 1934 году.  Проект их возрождения был сделан костромским архитектором Леонидом Васильевым. Он не был реализован, но стал неоценимым подспорьем для архитекторов XXI века. При жизни Васильев успел восстановить храм Спаса в Красных рядах и Знаменскую колокольню на Нижней Дебре. Впрочем, о кремле надо говорить отдельно. Пока же продолжим наш краткий обзор.

Перемещая взгляд влево (рядом с нынешним театром кукол), мы увидим церковь Иоанна Предтечи (также приписывается Воротилову, 1762) – снесена в 1935 году. Там, где сейчас небольшой парк при здании глазного отделения больницы (сейчас переехало), стояла церковь Петра и Павла (1787) – снесена в 1930-е годы.

Церковь Иоакима и Анны, называемая еще Богоотцовской (1769), находилась там, где сейчас дом № 19/13 по улице Островского, снесена в 1930-е годы. На той же улице, подальше, стоит дом № 52. На этом месте до 1935 года стояла церковь Козьмы и Дамиана (1775). Она знаменита тем, что в ней находилась большая картина Валентина Серова и Константина Коровина «Хождение Христа по водам». Ее заказал знаменитым художникам фабрикант Третьяков. Прихожанами Козьмодамиановской церкви были рабочие его мануфактуры, и этот храм пользовался особым покровительством мецената. Церковь закрыта в 1936 году, затем разрушена, картина сейчас находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Я хотел было поначалу перечислить все разрушенные церкви и описать то, что находится на их месте сейчас, но это будет длинный список, потому что всего их 27 – храмов, разрушенных большей частью в тридцатые годы ХХ века.

 

Тени далеких предков

А сколько было всего? Около пятидесяти, и почти все построены в XVIII веке. Больше половины уничтожены, и город стал другим. Да, в Костроме и сейчас есть, что посмотреть и показать гостям. Исторических и архитектурных памятников, способных вызвать восхищение, еще много. Но как жаль уничтоженного! Как жаль ту Кострому-игрушку!

Целое десятилетие гремели в городе взрывы, храмы падали, кирпич везли на строительство предприятий (льнокомбинат имени Зворыкина) и жилья (некоторые дома на проспекте Мира).

В этих церквах и рядом с ними проходила вся жизнь костромичей. Здесь их крестили, венчали, отпевали. Рядом с храмами, как правило, находились кладбища, их тоже сравняли с землей. То есть, жизнь перевернулась, и жители, конечно, понимали, что это была катастрофа.

Эти святые места сейчас застроены, но души предков, думаю, их не оставили. Дом, в котором провел детство наш выдающийся земляк Василий Розанов, стоял рядом с прудом на нынешней улице Шагова. Впоследствии писатель и философ будет вспоминать: «Бывало, выбежишь на двор и обведешь вокруг глазами: нет, все черно в воздухе, еще ни один огонек не зажегся на колокольнях окрестных церквей! Переждешь время – и опять войдешь. – «Начинается»… Вот появились два-три-шесть-десять, больше, больше и больше огоньков на высокой колокольне Покровской церкви; оглянулся назад – горит Козьмы и Дамиана церковь; направо – зажигается церковь Алексия Божия человека. И так хорошо станет на душе».

Церковь Козьмы и Дамиана в Кузнецах (XVIII век) снесена в 1934 году. Там, где она находилась, выстроен так называемый «Дом специалистов» (ул. Шагова, 25).

Покровская церковь (1790) разрушена в 1930-е годы. На ее месте на улице Мясницкой находится ретрансляционная вышка.

Из трех церквей, которые упоминает великий костромич, уцелела только церковь Алексия Божия человека на улице Катушечной. Ее тоже закрыли, частью разрушили, приспособили под общежитие. Уже в наше время она была восстановлена стараниями архитектора Иосифа Шевелева и других костромичей.

 

Восстали из руин

Ничто бесследно не пропадает, хочу я сказать, рукописи не горят, в архивах находятся обмеры и фотографии храмов. И вот уже начинается великое дело – возвращение утраченного. В начале улицы Советской восстанавливается Ильинская церковь, одна из древнейших в Костроме. Ее построили в XVII веке на месте двух деревянных храмов. В 1829 году на средства купца Малышева была возведена колокольня. В законченном виде церковь стала подлинным украшением центра города. В 30-х годах по решению властей колокольня, алтарная часть и четверик были разрушены. В оставшейся части долгое время располагались различные госучреждения.

На улице Свердлова по проекту министерства культуры восстанавливается Благовещенская церковь. Более двух веков назад ее строительством руководил, а затем служил в ней священник Федор Островский – дед великого русского драматурга. С этим не посчитались. В 30-е годы XX века колокольня была снесена, само здание перестроено под хлебозавод.

Несомненно, будут возвращаться из небытия и другие храмы. А одновременно в городе идет другой процесс – строительство и освящение новых церквей. Они возникают на новых местах, за пределами прежней городской черты. Так появились церковь Петра и Павла (микрорайон Паново), Тихоновская (ул. Профсоюзная), Серафима Саровского (микрорайон Малышково),  Сергия Радонежского (поселок Вожский) и другие. Сейчас в Костроме около 30 действующих храмов и часовен. Некоторые устроены при воинских частях, учебных заведениях, больницах.

Так на своих ошибках мы приходим к пониманию бытия. Разрушать бессмысленно, жизнь возьмет свое, трава все равно пробьется из-под плит. Трагическую историю своего города я мог бы узнать раньше, но, что ж поделаешь, собрался только сейчас. Теперь я хожу по улицам Костромы с другим чувством, вижу ее иным зрением. И она стала мне ближе и роднее.

Олег САМОЙЛОВ

 

Возрождение Костромского кремля

Он был построен в XV веке на высоком берегу Волги и всегда считался духовным центром и архитектурной доминантой города. В 1934 году храмовый комплекс взорвали (якобы колокольный звон мешал жителям), а остатки кирпича передали для строительства льнокомбината.

О воссоздании кремля общественность начала говорить еще в 1990 году. Предпринимались различные шаги, создавались фонды. Но организационные и финансовые трудности так и не позволили приступить к делу. Принципиальное изменение ситуации связано с именами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и мецената, президента ООО «Корпорация ВИТ» Виктора Ивановича Тырышкина.

В июле 2015 года Патриарх посетил Костромской кремль и совершил чин освящения закладного камня в основание Успенского собора. А осенью того же года на территории начались археологические раскопки. В августе 2016 года вырыт котлован для колокольни и установлены сваи. В следующем году возводились стены Богоявленского собора.

Колокола для собора отливали в Тутаеве, они уже установлены. Высота колокольни, которая вознеслась над Волгой, 64 метра. В остальном воссоздаваемый храмовый комплекс кремля также будет соответствовать историческому. И скоро с противоположной стороны Волги откроется такой узнаваемый вид Костромы - точь в точь как 100 лет назад.

В конце 2020 года планируется заложить фундамент другого собора - Успенского. Его алтарь, как это и было прежде, будет обращен не на восток, как обычно, а на север - в сторону, где в XIII веке был обретен образ Феодоровской иконы Божией Матери.

По словам митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта, воссоздаваемый кремль станет духовным, паломническим и просветительским центром Костромы.

- Эти два храма, плюс весь комплекс кремля имеют значение и как архитектурный ансамбль для Костромы, и как святыня. В Успенский собор, как мы надеемся, после его восстановления будет вновь перенесена Феодоровская икона Божией Матери. Именно  здесь она и пребывала в течение нескольких веков, - отметил владыка.