Спецпроекты

Любовь к электричеству

Печать
Дата публикации

27 июня

Отъехав 40 километров к югу от областного центра, вы увидите три гигантские трубы, корпуса цехов, линии электропередачи. Это Костромская ГРЭС — гордость российской энергетики, одна из крупнейших тепловых электростанций Европы. А когда-то здесь было чистое поле.

 

Место и время

 

В шестидесятые годы прошлого века специальная комиссия изучила множество площадок от Горького до Рыбинска для строительства крупной электростанции, которая "запитала" бы сразу несколько регионов центральной России. Идеальное место было найдено только с пятнадцатой попытки — Костромская область, устье реки Шачи при ее впадении в Волгу. На выбор повлияли три основных фактора: дефицит энергетической мощности в близлежащих районах, богатые водные ресурсы и удобная транспортная инфраструктура.

Сначала на месте предполагаемой стройки появилась инженерно-изыскательская партия: геологи, гидрологи, геодезисты, буровики. На левом берегу Шачи поставили сначала брезентовые палатки, а потом щитовые домики. Геологи брали пробы грунта, гидрологи определяли скорость и направление течения Волги для каждого времени года, промеряли каждый метр дна, геодезисты делали съемку местности.

— Лето 1962 года было дождливое, — вспоминал геодезист инженерно-изыскательской партии М. Ф. Хлебников. — Болотные сапоги не выручали. По "точкам" нас развозили на санях, прицепленных к гусеничному трактору. Когда бурили скважину на месте первой дымовой трубы, пришлось делать многослойный бревенчатый настил, чтобы бурильную установку не затянуло в болотину.

С июня 1969 года по июнь 1973 года были построены восемь энергоблоков мощностью по 300 МВт. А в 1975 году началось строительство крупнейшего в мире энергоблока на 1200 МВт. В последний день1980 года "миллио-нник" был сдан в эксплуатацию. Он стал уникальным во всех отношениях: по мо-щности, по габаритам конструкций, по характеристикам некоторых сплавов, созданных специально для него.

 

Строила вся страна

 

Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин приехал на Костромскую ГРЭС летом 1975 года. Электростанция ему понравилась. Он выразил уверенность, что и новый энергоблок 1200 МВт будет надежно работать, и поблагодарил строителей, монтажников и эксплуатационников. Участвовали в сооружении ГРЭС большие коллективы, было сделано все, чтобы выйти на передовой рубеж научно-технического прогресса.

Костромской обком партии и обл-

исполком уделяли особое внимание комплектованию кадров, улучшению поставок стройматериалов и оборудования. С машиностроительных и текстильных предприятий, из вузов, техникумов и училищ в Волгореченск присылались "трудовые десанты" на помощь энергостроителям. В 1966 году бюро обкома ВЛКСМ объявило Костромскую ГРЭС ударной комсомольской стройкой.

Проектирование "миллионника" было поручено Горьковскому отделению Всесоюзного государственного проектного института "Теплоэлектропроект". Турбину и генератор мощностью 1200 МВт изготовили Ленинградский металлический завод и Ленинградский завод "Электросила". Миллион двести тысяч киловатт в одном агрегате — такого уровня мировая практика еще не знала. Было использовано свыше 20 авторских свидетельств и столько же изобретений, которые значительно ускорили выполнение сложных технических решений.

Чтобы сделать многотонную поковку ротора генератора, металлургам Ижорского завода пришлось создать специально для нового блока уникальную электропечь и разработать технологию получения особо прочной стали. Для транспортировки энергетического исполина — статора турбогенератора — на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе был изготовлен специальный транспортер длиной 48 метров — первый отечественный трейлер большой грузоподъемности. На подъездных путях "Электросилы" железнодорожники впервые в своей практике выполнили уникальную погрузочную операцию.

Все приходилось делать, не имея аналогов в практике. Для доставки груза был создан своеобразный железнодорожный состав. Сразу за локомотивом — вагон, обнесенный деревянной рамой, точно повторяющей габариты статора. По ней машинисты ориентировались на трудных участках пути. Далее следовали три порожних вагона для амортизации необычного груза. За ними был прицеплен сам транспортер-трейлер со статором. Замыкали состав передвижная электростанция и вагон с обслуживающим персоналом.

 

Такого еще не было

 

Сложнейшее сооружение энергоблока представляет собой котел, изготовленный на Таганрогском заводе "Красный котельщик". Весит он 17 тысяч тонн и не имеет фундамента, а висит на семи стальных хребтовых балках. Конструкция каркаса котла и применение специальных сталей для его изготовления потребовали особой технологии монтажа. На хребтовых балках традиционная сварка была заменена высоко-

прочными болтами не только ради скорости — сооружение настолько грандиозно, что даже одну из семи конструкций очень трудно было рассчитать для сварочных работ.

Регенеративные воздухоподогреватели, созданные по лицензии фирмы "Крафтанлаген" (ФРГ) Таганрогским котельным заводом, имеют диаметр 14,5 метра. Вес многих узлов — более 30 тонн. Их монтаж потребовал применения больших подъемных кранов и дополнительных затрат на подгонку деталей уплотнений. По инициативе Центрального котлотурбинного института был создан Координационный совет из представителей научных, проектных и конструкторских институтов, энергомашиностроительных заводов и предприятий стройиндустрии. Возглавил его профессор Н. М. Марков.

Все строительные операции осуществляло Управление строительства Костромской ГРЭС треста "Центроэнергострой" с привлечением специализированных субподрядных организаций. Вспоминает бывший начальник строительства Виктор Прокофьевич Кулдошин:

— В 1975 году был заложен первый фундамент под новый главный корпус третьей очереди Костромской ГРЭС. Широко развернулось возведение всех объектов, включая гидротехнические сооружения, ОРУ-500, дымовую трубу № 3, вторую химводоочистку и девятиэтажный инженерно-бытовой корпус. Имеющийся опыт позволял строителям и монтажникам вести работы по непрерывному трехсменному графику с опережением установленных сроков. Они несколько лет жили в напряженном ритме, чтобы приблизить небывалый успех. Хороший эффект дала "рабочая эстафета" между трудовыми коллективами, внедренная при ведении монтажа. Каждый участок старался предоставить последующим отлично подготовленный фронт деятельности. Эстафету принимали энергетики-эксплуатационники, которые изучали оборудование "миллионника" не один год.

 

Дороги, которые нас выбирают

 

Дорогу до Костромы построили позднее. Еще в декабре 1967 года из Волгореченска ходили пешком по льду Волги в Красное и уже оттуда добирались каким-нибудь транспортом до Костромы. О выделении денежных средств на строительство автодороги до Костромы ходатайствовали перед Совмином СССР обком партии и облисполком, после чего дирекцией Костромской ГРЭС необходимые дополнительные средства были включены в смету. Строили дорогу управления "Центрэнергостроймеханизация" и "Костромаавтодор", идя навстречу друг другу. Объект был сдан в эксплуатацию в начале 70-х годов.

Жилищная проблема, как и бездорожье, ждала своего решения. В июне 1964 года были уложены плиты фундамента первого пятиэтажного дома (ныне дом

№ 5 по ул. Зеленова). Это был первенец постоянного поселка. Строительство шло трудно. Железной дороги не было. Все стройматериалы возили на автомашинах. Груженные кирпичом и раствором, они вязли в непролазной грязи.

Таковы страницы истории. Сейчас Волгореченск — современный город. Кроме благоустроенного жилья здесь построены школы, детсады, магазины, больница. А рядом с городом — ГРЭС. Для многих она стала судьбой, главным причалом в жизни.

Евгений НИКИТИН