Спецпроекты

«Верхний мир»: путешествие, изменившее жизнь

Печать
Дата публикации

7 декабря 2021 года

«Отпуск нужно проводить так, чтобы об этом писали в газетах», - смеется костромичка Анна Клепцова. О путешествиях Ани, влюбленной в русский север, мы уже писали. Ее странствия всегда завораживают, поскольку маршруты она выбирает интересные и необычные. На этот раз путешественница отправилась в Верхний мир… Вы тоже не знаете, что это и где это находится? Тогда – поехали!

Незнакомый знакомый Норильск…

«Верхний мир» Земли - Плато Путорана… Место, где вечная жизнь течет без жизни в узком человеческом понимании. Мир без людей, животных и растений. Царство мхов и насекомых. Уют льдов и ветров. Туманы, скрывающие солнце, чтобы оно хоть немного отдохнуло в долгий полярный день. Здесь обретаешь новое понимание счастья преодоления, отсутствия времени и ценности каждой крохи тепла. Одно из редких мест, откуда никогда не вернешься прежним…

Однажды, посмотрев фильм «Территория» Александра Мельника, я загорелась желанием посетить место съемки – самое северное и одно из самых древних плато на Земле – плато Путорана. Место, где «нет никаких пределов, и нет никаких границ, течет нормальная вечная жизнь». Согласитесь, уже одно название звучит загадочно. И этим летом моя мечта осуществилась!

Путешествие на плато обычно начинается в Норильске. Наша группа встретилась в аэропорту. Здесь были представители двух столиц – Петербурга и Москвы, жители Урала, Нижнего Новгорода и даже острова Сахалин. Мы познакомились с нашим инструктором, проводником Константином Чучаевым - путешественником, исследователем и настоящим мудрецом. Из-за шторма на озере Лама, мы не смогли сразу отправиться в путь, зато появилось время познакомиться с Норильском.

Казалось бы, северный город, бывшее место ссылок, «гнездовье» Норникеля… Но, узнав историю этого города, прогулявшись по улицам, невозможно в него не влюбиться. Как рассказывают старожилы, в лагерное поселение ГУЛАГа в добровольно-принудительном порядке отправили строить новый город молодого, подающего большие надежды архитектора Витольда Непокойчицкого. В этот город, несмотря на удаленность от центра, тяжелый климат и полчища мошкары, должны были стремиться жить люди. Казалось бы невозможная задача. Но молодой архитектор с ней справился. Архитектура очень напоминает Петербург - неоклассицизм, дворы-колодцы, огромные подъезды, которые так и хочется называть «парадными».

Как звучит тишина?

Про Норильск, его легенды и свои маленькие открытия можно рассказывать долго. Но… настало утро, и, собрав рюкзаки, мы сели в катер и помчались навстречу приключениям. Проплыли по реке Норилка, озерам Талое и Малое, и величественному озеру Лама, где и проходили съемки эпизодов моего любимого фильма.

До реки Омон-Юрях добираться от четырех до шести часов. Это 180-километровый путь вдали от сотовой связи, торговых центров. Как же приятно лежать на рюкзаке и смотреть по сторонам на северную природу Таймыра, снежные шапки на вершинах сопок, искрящиеся воды озера Лама. О том, что мы находимся на планете Земля, напоминала лишь сила притяжения.

В 19 часов мы вышли на маршрут. «Зачем на ночь глядя?» - спросит скептик, подзабывший уроки географии. Но мы прибыли, когда в разгаре был полярный день! Солнце скромно пряталось за сопки всего на пару часов, наступали легкие сумерки, а все остальное время оно победно сияло над нашими головами.

Три дня мы пробирались через кустарник, у туристов именуемый «мордохлыстом», к месту подъема в Верхний мир – страну озер и водопадов. Наверху практически нет ничего живого – мох, комары, да горные бараны. Аборигены этих мест – нганасаны – никогда не охотились в «Верхнем мире», считая его обиталищем духов. И даже комары, словно удивлялись нашему приходу, садились, ползали, шевеля хоботками, но на укус решались лишь самые отъявленные смельчаки.

Кроме нганасан коренные жители этих мест эвенки и юкагиры. На их языках плато Путорана называется «страна озер с крутыми берегами» и «горы без вершин». Если честно, после подъема я ожидала увидеть идеально плоскую равнину. Оказалось, плато представляет собой многоярусную конструкцию с многочисленными подъемами и спусками. Когда вокруг такая красота, ноги не помнят усталости и несут тебя вперед.

С каждым днем плато открывалось для нас по-новому. Здесь действительно есть что-то магическое: вроде бы камни и камни, – сплошное однообразие. Но лучик солнца, или спустившийся туман, или набежавшая тучка меняли пейзаж до неузнаваемости. Кажется, утром ты просыпаешься не в том месте, где засыпала. Здесь свои законы, свое время, свои расстояния. И ти-ши-на, которую нарушает лишь песня ветра или журчание ручья. Вы даже не представляете, сколько всего можно услышать, слушая тишину «Верхнего мира». Мыслей нет – ты превращаешься в одно сплошное чувство и действие. Проснуться – поесть – идти – отдохнуть – идти – покушать… Простые действия, ничего лишнего.

От судьбы не уйдешь

Неделя в «Верхнем мире» казалась вечностью, которая пролетела в один миг. Пора было спускаться вниз к реке Бунисяк и выходить к озеру Лама, где нас через три дня должен был забрать катер. Связь на озере исключительно спутниковая, поэтому опаздывать было нельзя. Наверное, группа так основательно взгрустнула, что приключения заканчиваются, что к вечеру второго дня на спутниковый телефон пришло сообщение: «Ожидается длительный шторм. Срочно выходите». И снова «мордохлыст», броды, где на попавшую в бахилы воду уже никто не обращал внимания. Только бы успеть! Но разлившийся Бунисяк не дал нам такой возможности. Переход реки был запланирован по бурелому, а его просто снесло потоком. В поиске брода мы потеряли ценное время, а значит, нас ожидали три дня с очень ограниченным запасом еды. И, представьте, каково было наше удивление, когда, выйдя к берегу, мы увидели катер! Рыбаки, которые привезли нас, не бросили в беде, а забрали к себе на базу. Так мы получили возможность еще два дня наслаждаться волшебными закатами на озере Лама и дружеским общением с песнями под гитару!

…Говорят, что путь домой всегда короче. Но не в моем случае. Чтобы отдохнуть и восстановится после похода третьей категории сложности, я решила подарить себе здоровый послепоходный сон, вдумчивое течение мудрого Енисея и шесть дней наедине с собой и хорошей книгой. Все это входило в стоимость билета на теплоход Дудинка-Красноярск. Очень рекомендую всем, кто составляет маршрут на Плато Путорана или просто хочет познакомиться с Сибирью и Таймыром. Я даже не ожидала, что во время дороги меня будут сопровождать теплоходный аудиогид с легендами и историями освоения этих мест, колокольный звон, встречающий путешественников, и самобытные базарчики, где можно недорого купить деревенскую еду. Разглядывая в бинокль поселки на берегу и местных жителей на теплоходе, я поняла: здесь живут по-настоящему счастливые люди!
Но самое интересное началось по приезду домой. Я не могла найти себе места. Что-то будто бы чесалось внутри, в районе солнечного сплетения. А потом начались сны… Я видела себя маленькой девочкой, со своим бубном, в своих красных сандаликах, но в одежде из шкур. Я летала над плато, кричала «привет!» снежным баранам, пробовала мох «на зуб» (и во сне ощущала его вкус и шершавую колючесть). А как-то раз, в одном из снов, маленькая я посмотрела в глаза самой себе. Проснувшись, поняла, что какая-то моя часть навсегда осталась в «Верхнем мире». И вся моя жизнь до этого момента шла к тому, чтобы это случилось. Сразу вспомнились всякие знаки, «неслучайные случайности» и озарения. Каждый взрослеет по-своему. Моей судьбой было оставить свою «детскость» там, на далеком Севере. А от судьбы, как известно, не уйдешь. Даже если ты бывалый походник!