Спецпроекты

Куда не ходят поезда

Печать
Дата публикации

16 марта 2021 года

 

Каргополь - странное слово. Воронье какое-то, с греческим привкусом, и поле широкое в нем чудится, и даже «карга» проглядывает. Уже в названии этого города загадка, а при близком знакомстве с ним возникают все новые вопросы, в ответ же он дарит приятные сюрпризы.

 

Дорога в прошлое

Я узнал о нем лет восемь назад и влюбился в этот городок заочно, только услышав его название, которое сначала произносил как КаргОполь (на самом деле КАргополь, греки не при чем). За эти годы я побывал на севере и юге и в Каргополь собирался поехать несколько раз, но так и не собрался до этой зимы. 

А как только случай представился, я не упустил возможности погрузиться в северный колорит. Железной дороги в Каргополе нет, ближайшая станция - город Няндома в 80 километрах, ехать надо на поезде Москва-Архангельск. Я не сказал, что все это великолепие находится в Архангельской области.

Считается, что когда-то местные купцы не пустили в город железную дорогу, и мы, потомки, должны быть им благодарны. Получается, что они «законсервировали» для нас Каргополь, сохранив его почти в первозданном виде. Таких рассказов много ходит по Руси. Нечто похожее приходилось слышать про наш Кологрив. Там строительству «железки» якобы помешали купцы-пароходчики, они доставляли товары по реке и боялись за свой бизнес.

От няндомского вокзала в сторону Каргополя несколько раз в день ходят автобусы. Время в пути - два часа, но можно взять такси, и тогда поездка займет около часа. Трасса в основном хорошая, но с парой ужасных участков. Местные жители рассказывают, что до 90-х годов к ним вообще не было асфальтовой дороги.

Еще какие-нибудь 20 лет назад центральные улицы Каргополя покрывали деревянные тротуары. Да и сегодня во многом город несовременен – в нем всего три светофора, которые установлены скорее для порядка, чем по необходимости.

О том, как и когда возник Каргополь, известно немного. Традиционно считается, что дата его основания - 1146 год. Именно тогда белозерский князь Вячеслав назвал это место «Каргиным полем». Упоминание об этом в одной из древних рукописей отыскал Гавриил Романович Державин, посетивший город в 1785 году.

В период с XII по XIV век письменных свидетельств о городе практически нет. Существовала местная крепость, от которой теперь остались только земляные валы. Укрепление помогало жителям обороняться от поляков, поддерживать новгородцев в период конфликтов с Московским княжеством.

 

Купцы и церкви

В XV–XVIII веках Каргополь - один из богатейших городов России. Здесь торговали солью, пушниной, рыбой.

Живым олицетворением каргопольского предпринимательского сообщества стал Александр Баранов. Он родился в купеческой семье в 1746 году. Это был коммерсант, действовавший с большим размахом. Владел заводами, организовывал большие промысловые экспедиции. На исходе XVIII века Баранов возглавил Российско-Американскую компанию. Именно он стал некоронованным королем русских владений в Северной Америке, именно ему принадлежит честь основания большого поселка и крепости Росс в Калифорнии, а также города Новоархангельска на Аляске.

Александр Андреевич взял в жены дочь некоего алеутского вождя, и ныне в каргопольском музее посетителю непременно покажут портрет «таинственной незнакомки» - дамы с монголоидными чертами лица и кольцом в носу, но одетую по-европейски. В ней подозревают супругу Баранова. Поистине неутомимый человек, Баранов от каргопольцев удостоился памятника на набережной Онеги.
Рука об руку с коммерческим расчетом шло и благочестие купеческое. Каргопольский купец щедро жертвовал на дела церкви. Если идти и смотреть на город со стороны Онеги, тут и там видны величественные здания древних соборов. Вот громада Христорождественского собора XVI века. Близ него - высокая Екатерининская колокольня, чуть поодаль - изящный Иоанно-Предтеченский храм с грушевидными главками, XVIII века. Ближе к озеру - Богоявленский и Богородице-Рождественский, оба XVII столетия. За ними, дальше - Зосимо-Савватиевский, XIX века. А неподалеку от валов древней каргопольской крепости - могучая Воскресенская церковь, распластанная зодчими предпетровского времени по земле, словно горный кряж.

Благовещенская церковь - один из шедевров не только каргопольской, но и всей русской каменной архитектуры. Так, Игорь Грабарь писал, что она «может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу».

Целый заповедник русского зодчества от времен Ивана Грозного до царствования Александра I. Стоит задуматься, на чьи деньги строилось все это? Царская казна - да, вкладывалась в архитектурные затеи. Но гораздо больше выдано маленьких серебряных копеечек старомосковской поры да солидных серебряных рублей императорского времени из бездонных купеческих сундуков. Всю эту красоту заказывал и оплачивал торговый человек. А он любил давать церквям нарядные одеяния. Вот, например, Богородице-Рождественский храм в Каргополе: на одном только фасаде семь (!) разных видов каменных резных наличников.

К XIX веку Каргополь насчитывал уже 22 храма и два монастыря. И это на три тысячи населения! Такое обилие церквей объясняется тем, что местные купцы были настолько самолюбивы, что не желали ходить в ту, что построил конкурент. На улице можно было услышать от простых людей, как один купец корил другого за то, что тот зашел помолиться в выстроенный им храм. Мол, строй свой! И строили ведь, достаток позволял.

Хороши в Каргополе не только храмы, своеобразное очарование городу придает и окружающая деревянная застройка, которая веками не превышает двух этажей. Дома в центре города похожи на уютные сундуки.

 

Осколок Руси

Свое влияние город теряет в XVIII веке. Упадок Каргополя начался с основанием Петербурга и переносом торговли с Белого моря на Балтику. В общем, типичная история для Русского Севера. И сейчас сложно поверить, что этот маленький патриархальный городок 300-400 лет назад входил в первую десятку городов России по населению и развитию. Постепенно он становится тихим уездным городом, и его экономическое значение ослабевает.

В 1765 году в Каргополе случился страшный пожар. Сгорело семь каменных, две деревянные церкви, административные здания, торговые ряды, до трехсот домов. Пожар уничтожил и стоявшую неподалеку соборную колокольню. Какова она была, мы не знаем, известно только, что на ней были часы «с лунным течением». Новая колокольня стала отстраиваться вскоре после пожара - она и возвышается сейчас в центре города.

После уже упомянутого пожара Екатерина Вторая не только утвердила план города, но и пожаловала Каргополю большую сумму на восстановление и даже собиралась приехать. Колокольню возвели еще и как триумфальную арку к приезду императрицы. Поэтому она поставлена не по канону - сориентирована на юго-восток, в створе главной улицы, с выходом на Онегу. Екатерина так и не приехала, но колокольня стала одним из архитектурных шедевров России XVIII века. О ее происхождении напоминает вензель Екатерины.

Надо рассказать и о повседневной жизни этих мест. Каргопольцы приветливы и дружелюбны. Многие увлекаются народными промыслами: изготовлением глиняных игрушек, резьбой по дереву, плетением из бересты. А еще в чести у них заготовка грибов. На столе у русского человека они исстари занимали почетное место, особенно во время постов. И двести лет назад, и позже в Москву и Санкт-Петербург тянулись грибные обозы из двух мест. Сушеные грибы везли из нашего Парфеньева, а рыжики – из Каргополя. Грибы засаливали прямо в бутылках, брали такие, чтобы проходили в горлышко, и это была поистине царская закуска.

Суровый северный быт с деревянными мостовыми и горами дров во дворах впечатляет не хуже любой архитектуры. С водопроводом в Каргополе повезло пока далеко не всем. То и дело встречаешь людей, идущих с ведрами к ближайшей колонке. Местная традиция - ходить на речку полоскать белье. Вдоль Онеги до сих пор стоят полоскальни, расположенные над бьющими из-под земли родниками. Подъезжают местные с бельем, кто на машинах, кто по старинке ношу тянет за собой. Почувствуй себя этнографом, как говорится, ведь этот обычай идет из седой старины.

Он весь такой, Каргополь - совершенно не похожее ни на что место, где время будто остановилось. Тут нет парадных открыточных видов, нет толп туристов. К жемчужине зодчества порой ведет разбитая улочка. Этот город словно замер в своем развитии, и можно увидеть, какой была Россия сто лет назад.

Андрей ДОБРЕЦОВ