Спецпроекты

Кострома была и будет-3

Печать
Дата публикации

24 февраля 2021 года

 

Наша газета завершает цикл публикаций о знаковых для Костромы событиях. Устройство водопровода и телефона, пуск электростанции и первого автобуса. То, что является сейчас для нас привычным, в свое время произвело целую революцию в повседневной жизни горожан.

 

(Окончание. Начало в №№ от 9 и 16 февраля 2021 года)

 

Из всех так называемых благ цивилизации для нас важнейшим является… нет, не кино, а тепло. Хотя и про кино будет сказано. В наших суровых, чего уж там, широтах можно обойтись без водопроводного крана на кухне, унитаза, лифта и газовой колонки. Даже автобус нельзя считать предметом первой необходимости, из точки А в точку Б мы доберемся и на своих двоих.

Но вот теплое жилище, зимний обогрев – это жизненная необходимость, это как хлеб. Сто пятьдесят лет назад отопление в Костроме было исключительно автономное. В каждом доме стояли печи, из тысяч труб шел дым. О мазуте, газе, угле разговора не было. Отапливались исключительно дровами. Поэтому существовали профессии истопника, пильщика, трубочиста.

Цена дров обсуждалась и в дворянских гостиных, и в каморках рабочих. Главная торговля этим важнейшим товаром производилась на Сенной площади (ныне пл. Мира). Сейчас даже трудно представить, что еще 120-130 лет назад в городе не было ни одной теплоэлектроцентрали.

 

Центральное отопление (1930 год)

Первые небольшие котельные, мощности которых едва хватало на обогрев нескольких жилых домов, появились в Костроме в начале XX века. В 1920-х годах таких котельных в городе насчитывалось уже около двухсот.

Первая настоящая тепловая электрическая станция в Костроме была введена в строй в 1930 году, в разгар индустриализации, для обеспечения энергией текстильных предприятий города. Строилась Центральная электрическая станция (ЦЭС) – так сначала называлась Костромская ТЭЦ-1 - с огромными трудностями, без кранов и землеройной техники. Материалы и оборудование перевозили на тачках и телегах.

Запуск ТЭЦ-1 положил начало централизованному теплоснабжению Костромы и позволил в первый же год закрыть около 40 котельных. После войны принимались меры к дальнейшему расширению ТЭЦ-1. В 1952 и 1958 годах были смонтированы и введены в эксплуатацию еще два турбогенератора. Сегодня станция по-прежнему работает и вносит весомый вклад в снабжение города теплом.

Следующей вехой стало проектирование и строительство ТЭЦ-2. Решение о строительстве второй теплоэлектроцентрали было принято в 1968 году, а уже в 1974-м станцию ввели в строй. Мощность нового объекта была весьма солидной – 170 мегаватт, тепловая энергия – 800 Гкал/ч. Запуск ТЭЦ-2 позволил закрыть еще 120 котельных, что существенно улучшило экологическую обстановку в городе и повысило надежность его теплоснабжения.

 

Аэродром (1944 год)

Наше авиапредприятие имеет богатую на события историю. В самый разгар войны, в апреле 1942 года, было принято решение о строительстве в Костроме «базисного аэродрома». Видимо, предполагалось постоянное расположение военных авиачастей.

Приказ поступил из управления аэродромного строительства НКВД СССР по Ярославской области.

В документах есть длинный перечень вопросов по организации строительства, требующих немедленного решения. Среди них: «выселение живущих из деревни Сокеркино  со всем имуществом», на что давалось всего трое суток. Судьба выселенных неизвестна. Далее, в течение 10 дней требовалось установить два телефона, обеспечить изготовление палаток для 1500 человек, выдать 1000 кубометров пиленого и круглого леса, полторы тонны гвоздей и 15 тысяч штук красного кирпича. Предусмотрено все – от походных кухонь и посуды на 2000 строителей до тюфяков и одеял; от простого шанцевого инструмента до автомашин и тракторов.

Как это находили в не имеющем никаких ресурсов райцентре (все, что можно, уже было отдано фронту), история умалчивает. В 1944 году аэродром был построен, но ни оборонного, ни наступательного значения он уже не имел, линия фронта к тому времени откатилась далеко на запад. В том же году взлетно-посадочная полоса приняла первый самолет. Это был «ПО-2», также называемый в народе «кукурузником», который прилетел из Москвы и был оставлен здесь для эксплуатации. В 1949 году поступили еще несколько самолетов.

Они занимались перевозкой почты и грузов, спасением тяжелобольных людей, позднее привлекались к сельскохозяйственным работам. Затем парк пополнился самолетами марки «АН-2», после – еще и вертолетной техникой. Параллельно строился зал ожидания и другие, в том числе хозяйственные здания.

В 60-е годы прошлого века пассажиропоток достигал 1300–1400 человек в день, в штате авиаотряда числилось около 100 пилотов. Из Костромы на самолетах «ЯК-40» и «Л-410» совершались перелеты в более чем десяток городов СССР и даже по международным линиям, например, в Германию.

 

Станция скорой помощи (1918 год)

Для первой «неотложки» в Костроме был выделен каменный дом на улице Горной напротив нынешнего планетария. Помощь, исключительно безвозмездная, могла оказываться как на квартире больного, так и в кабинете врача.

В 1921 году станцию скорой помощи перевели на улицу Ильинскую (ныне Чайковского). Доктора выезжали к больным на лошадях. На одной врач  верхом ездил на вызовы, имея при себе деревянный ящик с лекарствами и инструментом. Вторая была запряжена в повозку, на которой тяжелобольных доставляли в больницу.

Скорую медицинскую помощь в то время получали в год примерно 2500 человек. Вызовы («тревожные звонки») передавали врачам специально обученные телефонисты-санитары. В апреле 1924 года на станции появился автомобиль, по некоторым данным, марки «Студебеккер». На автомобиле предписывалось выезжать к больному не позднее, чем через три минуты после поступления обращения. Для выезда на лошади срок был увеличен и составлял пять минут.

В 1927 году станция переехала в дом № 39 по улице Советской, многие костромичи старшего возраста помнят этот адрес. Автопарк между тем пополнялся и к 1938 году насчитывал уже пять машин. Существенная деталь: в тот период врачи скорой не только оказывали срочную помощь, но и имели право выписывать больным лекарства.

В феврале 1982 года состоялось новоселье. Станция скорой помощи получила специально для нее построенное здание на улице Никитской, 38. Начался и продолжается новый этап в жизни этого столь необходимого медицинского учреждения.

 

Первый кинотеатр (1910 год)

Попытки открыть в городе синематограф связаны с именем костромского купца Михаила Трофимова. Он в течение года писал множество прошений в городскую управу, но, несмотря на выделение участка земли, власти отказывали ему в строительстве из-за несоблюдения техники пожарной безопасности.

Здание, предназначенное для демонстрации фильмов, было деревянное, располагалось рядом с деревянными же Масляными рядами, где освещение было электрическое, и власти города опасались пожаров. Лишь после того, как купец сделал бетонные перекрытия и оштукатурил стены, ему все же разрешили открыть первый в Костроме синематограф, который получил название «Современный театр».

В 1912 году другой купец Савва Бархатов прямо напротив синематографа Трофимова строит «Пале-театр», который был намного красивее и удобнее. Но отношение к кино у конкурентов было разное. Трофимов считал, что это - искусство, которое должно служить эстетическим и познавательным целям, а Бархатов видел в нем лишь средство пополнения своего капитала.

После появления в Костроме двух первых синематографов интерес к кино необыкновенно возрос. Бизнес оказался очень прибыльным. Билеты в кино продавались по цене от 1 рубля 75 копеек для учеников до трех рублей для привилегированных зрителей первых рядов. 

В последующие годы этот интерес не ослабевал. Премьеры новых фильмов сопровождались таким ажиотажем, что для наведения порядка в очередях за билетами приходилось вызывать конную милицию.

Андрей ДОБРЕЦОВ