Спецпроекты

Кострома была и будет

Печать
Дата публикации

9 февраля 2021 года

 

Стало уже избитой фразой, что город – это живой организм. Он постоянно  развивается и обновляется. «КВ» попытались восстановить хронику знаковых для Костромы событий, которые, каждое в свое время, коренным образом меняли жизнь костромичей.

 

Несколько столетий быт горожан оставался примерно на одном уровне. Топились печи, жилища освещались лучинами или свечами, воду по улицам развозили в бочках водовозы. Движение началось с конца XIX века. В бытность губернским городом Кострома быстро подхватывала новинки, старалась не отставать от столиц. Электричество, водоснабжение, телефонная связь, железнодорожный и автомобильный транспорт – все это появилось в свой черед и знаменовало собой революцию в быту. Жизнь становилась комфортной и удобной.

В 1929 году Кострома из губернской столицы превратилась в райцентр. Сначала она входила в Ивановскую промышленную область, затем неугомонные реформаторы подчинили ее на целых восемь лет Ярославлю. Это был период запустения и разрухи. Городское хозяйство приходило в упадок. По фотографиям 30-50-х годов прошлого века можно судить, в каком убогом состоянии находились улицы. Даже центр Костромы выглядел, как после бомбежки.

Из заштатного существования город выходил еще долго. Настоящее развитие началось в 70-х годах, символом его может служить появление автопешеходного моста через Волгу. Сейчас Кострома на третьем витке своего подъема. Приходят новые технологии, город молодеет, он готов расти и меняться. А начиналось все это так.

 

Водопровод (1870 год)

Об устройстве водопровода костромичи говорили давно, писали петиции губернатору. Главным доводом выдвигалась даже не потребность в питьевой воде, а «улучшение пожарной части». Деревянные дома горели часто, воду для тушения приходилось подвозить на лошадях.

Работы продолжались год. На берегу Волги была построена водоподъемная станция. На механическом заводе Шипова для нее изготовили две паровые машины по 12 лошадиных сил каждая, различные механизмы и чугунные трубы. Силой пара воду закачивали из реки и подавали в центр города. Там на Воскресенской площади (сейчас Советская) появилась водонапорная башня. На старинных фотографиях можно видеть красивое сооружение из красного кирпича. На том месте сейчас находится фонтан.

Снаружи башни устроили четыре крана, что было очень удобно для водовозов: 40-ведерная бочка наполнялась за полминуты. От башни было три отвода по современным улицам Советской, Симановского и проспекту Мира. Магистрали заканчивались водоразборными колонками. Вода учитывалась по водомерам и отпускалась обывателям по специальным маркам. А в 1889 году министр внутренних дел установил единую таксу для всей России: 10 копеек за каждые сто ведер.

С ростом населения расширялась и водопроводная сеть. Важное событие – с 1873 года горожанам разрешили проводить воду в дома. Удобство было так очевидно, что в управу посыпались заявления от желающих.

Параллельно с этим занимались качеством питьевой воды. В городской думе обсуждали возможность «устройства искусственной фильтры». И в 1913 году начали функционировать американские фильтры системы Джуэлля с пропускной способностью 200 тысяч ведер в сутки. Их разместили рядом с водоподъемной станцией, при испытании были получены благоприятные результаты, вода стала чище, исчез досаждавший всем запах.

В том же 1913 году в районе Якиманихи построили еще одну водопроводную станцию. В нее забиралась грунтовая вода. Это событие было приурочено к празднованию 300-летия Дома Романовых.

В целом городская водопроводная сеть увеличилась на 70 процентов. В целях пожарной безопасности на улицах были установлены гидранты. Но это было только начало той работы по превращению городского водопровода в то современное предприятие, которым оно является сейчас.

 

Телефонная станция (1899 год)

Первая правительственная станция открылась на улице Павловской, ныне проспект Мира,6. Это было не рядовое событие. После праздничных мероприятий в столицу полетела телеграмма на имя начальника Главного управления почт и телеграфов Российской империи генерал-лейтенанта Н.И. Петрова:

«Сегодня по совершении молебствия состоялось в моем присутствии и представителей учреждений и абонентов открытие в Костроме телефонной сети, устроенной по инициативе местного начальника конторы Промптова. Присутствующие просят меня передать Вашему Превосходительству чувства признательности за Ваше содействие в деле создания давно ожидавшегося и необходимого для города учреждения. Начальник губернии Леонтьев».

Телефон долго оставался не предметом необходимости, а роскошью. Несмотря на то, что емкость первой правительственной станции была 300 номеров, даже через год после ее пуска, количество абонентов в Костроме достигло только 100. Техническую новинку могли позволить себе только состоятельные люди. Так, в августе 1890 года городская Дума дала согласие на соединение телефонной линией домов, лавок и промышленных заведений купцов Петра Колодезникова, Геннадия Ботникова и Ивана Аристова «между собою и пожарным депо».

Абоненты, телефоны которых находились не далее двух верст от станции, за один аппарат на отдельном для него проводе платили по 75 рублей в год. Это три месячные зарплаты тогдашнего письмоводителя в канцелярии. И платить надо было за год вперед!

Все остальные платили ту же сумму «с прибавкою к ней за каждую версту сверх первых двух по 15,00 руб.», как написано в «Условиях пользования Костромскою городскою телефонною сетью, устраиваемою и эксплуатируемою Правительством». Высокие тарифы ограничивали телефонизацию. Тем не менее, в 1914 году число абонентов составляло 354, а городская управа хлопотала о снижении платы до 35 рублей, «чем дана была бы возможность большему числу лиц и с небольшими средствами провести в дома телефоны и пользоваться удобствами их».

В первые и последующие годы советской власти телефонная связь в городе развивалась плохо. Изменения начались во второй половине прошлого века. С 1955 по 1972 годы были построены первые автоматические телефонные станции АТС-7 (ул. Советская, 6) и АТС-4 (ул. Гагарина, 6) декадно-шагового типа. В 1979 году проводится работа по включению городских АТС в автоматическую междугородную телефонную сеть - АМТС.

С 1981 по 1991 годы сдаются в эксплуатацию координатные станции АТС-5 (ул. Беговая), АТС-3 (за р. Волгой), АТС-22 (м-н Давыдовский), проводится работа по включению на станциях аппаратуры автоматического определения номера абонента (АОН). Общая монтированная емкость сети достигает 48 тысяч номеров.

 

Железная дорога (1887 год)

Железная дорога пришла в Кострому в 1887 году, связав губернский центр с Ярославлем и Москвой. Спустя десять лет Кострома получила железнодорожное сообщение с Рыбинском, а через него с тогдашней столицей, Санкт-Петербургом.

Но очень скоро этой железной дороги, которая проходила (и проходит до сих пор) сильно выгнутой от Волги дугой, расстояние по которой до Ярославля составляло 101 километр, оказалось мало. Интенсивно развивавшаяся промышленность Костромы, прежде всего текстильная и мукомольная, властно требовали новых путей подвоза сырья и сбыта готовой продукции. Ситуация осложнялась отсутствием железнодорожного моста через Волгу в Костроме. Все грузы, следовавшие в город, приходилось перегружать на паромы, чтобы преодолеть водную преграду.

И так продолжалось более 40 лет. В начале 30-х годов было принято решение строить железнодорожный мост через Волгу, при этом железная дорога прошла чуть ниже по течению от центра города. Станция Кострома с деревянным вокзалом  оказалась тупиковой, ее до сих пор можно видеть в заволжском районе.
1932 год следует считать важной вехой в истории Костромы, она наконец получила полноценную железнодорожную связь со страной. Тогда же на станции Кострома-Новая был построен и новый большой вокзал в модном тогда конструктивистском стиле, который стоит и по сей день.

После войны в 50-е годы, железнодорожная линия через Кострому стала еще и транзитной. Тогда ее продлили на 120 километров до станции Галич, которая располагается уже на главном ходу Транссиба.

Андрей ДОБРЕЦОВ

(Окончание следует)