Спецпроекты

Шарьинский вокзал: по страницам истории

Печать
Дата публикации

11 августа 2020 года

 

В середине июля в Шарье после капитального ремонта и реставрации открылся железнодорожный вокзал. Перед жителями и гостями города он предстал в своем историческим облике. Таким, каким его задумали архитекторы и воплотили мастера-строители десятки лет назад.

 

С чего все начиналось

Вообще, вокзала в Шарье не должно было быть. Дорога из Петербурга в Сибирь планировалась из Вологды через Солигалич, Кологрив, деревню Кривячку на Котельнич и Вятку. Это совпадает с древним гужевым  трактом, по которому осуществлялась связь Центральной России с Сибирью. Но помещик Сипягин, заинтересованный в вывозе леса, обратился напрямую к царю и добился изменения проекта. После согласия государя проект железной дороги пересмотрели, и серединой маршрута было определено место, в дальнейшем получившее название Шарья (по наименованию речки, протекающей поблизости).

Весной 1903 года уполномоченные подрядчики ездили по деревням, набирали людей для строительства станции и вокзала. На работу были согнаны удмурты и вологодцы, костромичи и марийцы, вятичи и татары. При приеме сразу ставились условия: работать весь световой день с перерывами: час – на завтрак, два часа – на обед, час на ужин. За день рабочие зарабатывали по 20-30-50 копеек. Для сравнения, в то время корова стоила 6-7 рублей.

Станция Шарья разрасталась быстро. Уже 24 ноября 1906 года состоялось официальное открытие движения поездов. Одновременно со строительством станции было начато  возведение вокзала. Проект взяли типовой для линейной станции. Такие же вокзалы построены в Свече, Николо-Поломе, в Буй. Планировка была стандартная для зданий подобной категории. Слева от вестибюля находился зал первого класса. Здесь ожидали поезда купечество, аристократия, то есть люди имущие. В зале были столики, кресла, буфет. С правой стороны до 1965 года располагался медицинский пункт, а позднее ресторан.

В  юго-восточном углу вокзала капитальной стеной была отгорожена касса с двумя окнами для продажи билетов. Бланки проездных билетов заполнялись вручную с указанием станции назначения и маршрута следования. Последний билет был оформлен вручную в июле 1995 года. Дальше заработала электронная система «Экспресс».

А еще пока вокзал был не радиофицирован, на перроне висел колокол, извещавший ударами о начале посадки и отправления.

Только факты

Как и у любого старожила, у шарьинского вокзала есть своя неповторимая история. Интересные факты из жизни уникального здания собрал краевед Андрей Смирнов. 

1917 год. Через станцию Шарья проследовал литерный состав. В народе пошел слух «Царя везут». Из воспоминаний очевидца: «Из вагона вышли несколько мужчин. Потом вышел царь, вышла императрица. О чем-то они говорили с народом, но очень тихо. Появился казак с бородой, он нес на руках сына императора. Женщины в толпе заплакали, заголосили. Казак тут же развернулся и унес мальчика назад».

1927 год. На станцию Шарья прибыла палеонтологическая экспедиция. Возглавлял ее молодой ученый Иван Ефремов, в будущем известный советский писатель-фантаст. Он приехал в наши края в надежде обнаружить более полный скелет ветлугозавра, что позволило бы реконструировать облик существа.

1934 год. 18 июня вечером в Шарью прибыл поезд со спасенными челюскинцами. На митинг на вокзале собралось около двух тысяч человек.

1937 год. 25 ноября к железнодорожному вокзалу станции Шарья подошел московский поезд. На перрон вышел человек в кожаном пальто. «Товарищу Чкалову – ура», - прокатилось по толпе встречающих.

1957 год. В Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. И через Шарью, один за другим шли поезда с участниками фестиваля.

В конце 50-х годов бригада плотников занималась ремонтом крыши вокзала. На чердаке, в одной из верхних ниш, рабочие обнаружили сверток. Развернули, а там – книга. Это было издание о вокзале, вмещавшее в себя рисунки, чертежи, схемы, касающиеся строительства вокзала, рассказ об авторах проекта и архитектурных решениях. Видимо, книга была специально положена в укромное место для будущих поколений в память об инженерах и строителях вокзала. К сожалению, «благодарные потомки» в лице бригады плотников использовали листы книги на более необходимые для них нужды.

1960-е годы. Через Шарью следовал литерный поезд (вроде бы ехал Микоян). На Поназыревском участке за несколько минут до прохода состава железнодорожники обнаружили лопнувший рельс. Срочно решили заменить. Нашли нужный кусок, но поменять не успели. Поезд пропустили по неисправному пути. Аварии не произошло, но в тюрьмах (якобы, за диверсию) тогда оказались многие: и бригада, и начальник станции.

Облеченные властью лица, как нашей страны, так и зарубежных государств, связанных с Россией железными дорогами, через Шарью проезжали не раз. Помнят шарьинцы приезд Никиты Сергеевича Хрущева, когда тот, стоя у окна вагона, на вопросы людей: «Почему нет мяса, почему нет масла», приветливо помахивал шляпой и говорил: «Читайте газеты».

Приветствовали шарьинские жители с перрона вокзала Мао Цзедуна, возвращавшегося из Москвы в Китай. Проезжали через станцию Шарья Буденный, Клим Ворошилов, председатель президиума Великого народного хурала Монголии Цеденбал, и лидер КНДР Ким Ир Сен.

В наше время политические деятели и лидеры различных партий тоже посещали Шарьинскую землю и приветствовали жителей города с перрона вокзала.

9 августа 2001 года. На Шарьинском вокзале мало народа, много милиционеров. Задача по организации безопасного пропуска корейского состава по территории Мантуровского, Шарьинского и Поназыревского районов возложена на Шарьинское райотделение ФСБ. Это вождь северокорейского народа Ким Чен Ир возвращается в Пхеньян.

Июль 2005 года. Приезд премьер-министра Фрадкова не стал для горожан полной неожиданностью. Слухи о возможности визита некоего политического деятеля в Шарью ходили с весны. Наиболее восторженные поклонники Владимира Путина мечтали, что этим политиком станет сам президент. Однако военный аэродром строить в городе не стали и электорат решил – первое лицо, если и осчастливит наш город своим визитом, то не в этот раз.

В начале 2000-х посетил Шарью лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Только с трибуны, устроенной у центрального входа в здание вокзала, он, почему-то бодро выкрикнул: «Здравствуйте дорогие кировчане». Собравшиеся на перроне начали переглядываться, но реагировать сочли не уместным – до Кирова ведь «рукой подать».

Шарьинскому вокзалу более ста лет – почтенный возраст. Сколько встреч и расставаний, радостных и печальных событий повидал он за эти годы. И каждый гость вокзала оставил здесь частичку своих мыслей и чувств. Поэтому, являясь частичкой истории, он излучает особую ауру - невидимую, но осязаемую и шарьинцами, и гостями города.

 

Подготовила Ольга Татаринова